Еще совсем недавно единственной столицей комнат с головоломками был Будапешт, сегодня там около 70 комнат. Еще совсем недавно в Москве не было ни одного подобного развлечения, а теперь, по данным Quest Adviser, сейчас их около 600, и это не предел. Во всем мире нигде такого нет! И дело даже не в количестве, а качестве: по уровню сложности и сюжетным линиям (уже далеким от уровня сплошных замочков), а также вложенным инвестициям европейские и американские компании предлагают своим клиентам то, что Москва предлагала в самом зарождении индустрии живых игр.
В цикле статей нам бы хотелось объединить в единое целое все то, что известно о зарубежной игровой индустрии сегодня. Все то, чем она дышит, как живет, в чем ее отличие от российской. Это взгляд со стороны, взгляд любого прочего игрока, который следил за новостями и делал собственные выводы. Заметим, что это первое в России исследование западных квестов.
Термины
Для начала давайте разберемся: слово quest (в переводе с англ. “искать”) на самом деле практически не используется за рубежом для обозначения живых квестов. Даже если мы углубимся в историю компьютерных игр, то увидим, что квест – это русский эквивалент английскому жанру adventure (“приключение”). А поджанр компьютерных игр, который был воплощен в жизнь и стал невероятно популярен сначала в Азии, потом в США и Японии, а затем и в других странах мира – escape the room (“выбраться из комнаты”). На сегодняшний день не существует единого термина и для этого типа игр в реальности, его вариации – escape game, room escape game, exit game, real life escape game, locked room и другие. Суть этой игры отражена в её названии: герой оказывается заперт в некой комнате, откуда ему надо выбраться всеми доступными способами. В общем, многие исследователи склоняются к тому, что именно этот лингвистический аспект и является одной из возможных причин ограничения возможностей развития.
У нас же прижилось невероятно емкое, не утяжеленное семантикой “выбраться”, слово – квест, открывшее с самого начала невероятный простор для фантазии. И оно логично, так как задачей любого живого квеста является поиск. Чего? Сначала предметов, а потом уже ответа на основной, ключевой вопрос игры (не случайно слово question (“вопрос”) имеет тот же корень). Отсюда и изобилие: эскейп-квесты, авто- и пешие квесты, ролевые квесты, спортивные квесты, экшн… и это только начало.
Все эти жанры и еще несколько интересных масштабных проектов, о которых расскажем ниже, успешно существуют за рубежом. Однако сейчас многие из них пытаются вырваться из оков эскейпа. Не самого эскейпа, а именно этого слова. Появляются более широкие термины – life team games, life adventures, challenges и т.д. Многие escape games не содержат в себе задачу выбраться из комнаты, но тем не менее продолжают так называться.
И напоследок один интересный факт: в русском языке мы ушли от слова game (“игра”), ведь качественный квест – это же не игра!?
Виды
Все разновидности квестов, пожалуй, за исключением эскейпрумов, так или иначе существовали всегда, но не были включены в большой бизнес развлечений, а были досугом групп людей по интересам.
Вероятно, ролевые игры – LARP (life action role play) – являются самыми первыми потомками современной индустрии развлечений, если говорить об играх как источнике дохода. Еще в 80-х годах прошлого века в Америке появилась национальная организация NERO (New England Roleplaying Organization) и сообщество IFGS (International Fantasy Gaming Society), которые проводили игры на местности по мотивам популярной в то время настольной ролевой игры в жанре фэнтези Dungeons & Dragons (Подземелья и Драконы). Как правило, эти игры требуют определённого антуража (соответствующая одежда, оружие, имитация поселений и т. д.), и вообще внешне в них немало от костюмированного представления или инсценировки. Также они наиболее масштабны по количеству играющих и занимаемому пространству.
Технически, много игр детства – простые LARPs. Более того, еще древние римляне, китайские ханьцы и средневековые европейцы любили организовывать исторические реконструкции. Только тогда упор делался на подготовке юношей к военным действиям, а уже после в качестве развлечения, теперь же на рубеже 20-21 веков исторические и военные реконструкции, косплеи, театральные превращения в зомби или сталкеров стали молодым хобби. И главное, компании, предлагающие данный вид развлечений, только набирают оборот!
Перейдем к другому, тоже масштабному событию, появившемуся вслед за LARP примерно в те же года – Puzzle Hunt (буквально “Охота на головоломки”). Один из самых старых и сложных пазл хантов в мире является Mystery Hunt MIT – это интерактивные соревнования между студентами Массачусетского технологического института, основанные на проверке знаний, интеллекта и изобретательности. Ежегодно событие привлекает около 30 команд по 5-100 человек в каждой. Цель охоты: решить порядка 130 самых изощренных загадок (кроссворды, логические и числовые загадки, мозаики, криптограммы, анаграммы и т.д), получить ключ к метазагадке и найти спрятанную на территории кампуса монету. Приз за выигрыш – честь стать организаторами следующей, еще более креативной игры. На сегодняшний день такие квесты проводятся во многих университетах, а также крупных организациях, например, Microsoft или Google.
Если же вы не студент и не сотрудник Microsoft, но тоже хотите стать частью действа и посоревноваться с другими командами, отправляйтесь в Японию, США, Сингапур, Канаду, Францию или же Испанию! Подобные игры – REG (RealEscapeGame) events – для большого количества участников проводятся с 2007 года. Японская компания SCRAP, которая специализируется именно на таком формате «эскейпов», собирает на свои игры от 100 до 1000 (!) человек. Квесты проходят на больших площадках, таких как стадионы, парки, заброшенные здания или даже церкви и круизные корабли. Как правило, игровые локации не оформляются для игры каким-либо специальным образом, а подсказки и игровой инвентарь более чем лаконичны.
Кроме того, все подобные события, но с меньшим количеством загадок, проводятся во многих европейских и американских городах ко всем праздникам – Halloween Hunt, Christmas Hunt, Easter Hunt, Valentine’s Hunt и так далее.
Есть еще несколько разновидностей хантов, заслужившие популярность во многих городах – Treasure Hunt (“Охота на сокровища”) – пешие квесты по достопримечательностям города или же по музеям. Scavender Hunt (“Мусорщик на охоте”) – это квест чаще всего организуется для детей, но также будет интересен взрослым. Командам даются списки предметов, которые они должны найти на определенной территории, например, на природе или в торговом центре. Кто быстрее – тот и выиграл!
Параллельно с развитием квестов набирал обороты интерактивный театр – спектакль, где разделение на артистов и зрителей четко не выражено: зрителю предоставляется возможность проникать в действо, влиять на его ход. Некоторые из создателей квестов в Америке ссылаются на театры Sleep No More и Then She Fell, вдохновившие их на добавление в игры живых актров.
Кстати, еще один интересный факт: слово перфоманс или перформанс (англ. performance– представление, выступление), как обозначение квеста с актером, встречается только в русском языке!
Комментарии
Вход через социальные сети