В прошлый раз мы затронули языковые особенности жанра и основные типы игр – эскейпы, ролевые, городские квесты, экшн, интерактивный театр, а также некоторые массовые мероприятия. Продолжая рассматривать особенности квестостроения за рубежом, давайте начнем с рекламного ролика японской компании SCRAP, ставшей первопроходцем в этой индустрии еще в далеком 2007. Разработчики шагнули дальше комнат и устраивают масштабные реалити-квесты, в том числе для нескольких сотен человек на футбольном стадионе. О том, как японцы сходят с ума, смотрите здесь:
Думаю, вы уже успели ощутить атмосферу игр активных японцев, заметить простоту декораций и обратить внимание на задачи. В Азии, в отличие от Европы, упор сделан именно на физическую активность.
На волне распространения данного вида развлечений по миру все континенты к созданию комнат подошли по-разному. Квесты в Европе, Америке и Азии значительно отличаются друго от друга. Каким образом? Именно об этом читайте ниже.
Темы и сюжеты
Хотя рынок квестов в России уже вырос из уровня детского сада и заканчивает начальную школу, почти никаких крупномасштабных исследований еще не проводилось. А вот в Канаде в университете Wilfrid Laurier University еще год назад собрали и обновляют статистические данные. Заметим, что Россию они не затрагивают.
Самая распространенная тема – выбраться из чего-либо «неприятного», будь то тюрьма, бункер или подземелье. На втором месте – квесты, где вам нужно просто сбежать и с темой это никак не связано. На третьем – борьба со сверхъестественным и ограбления. Кроме того, популярны, но в меньшей степени, квесты про шпионов и похищение, а также расследования убийств или же спасение мира от взрыва.
Интересный факт: в 48% всех игр есть тема, но нет сюжета, в 39% через загадки рассказывается определенная история, а в 13% тема вообще отсутствует. Причем, квесты в Северной и Южной Америке чаще имеют тему, но не имеют сюжета, в то время как в квестах в Азии (Сингапур и Малайзия) все загадки так или иначе связаны с сюжетом, а самые удачные квесты могут похвастаться наличием нескольких сюжетных линий.
Как заметили исследователи, само по себе понятие эскейп-рум предопределяет, что будет что-то страшное. Этого участники и ждут – атмосферу напряжения, тиканье часов, суматоху, т.е. по идее любой интеллигентный человек непременно должен превратиться в Халка. В Азии в 96% игр основополагающим критерием является задача «выбраться», а в квестах Австралии и Америки – только в 60% квестов.
Стоит отметить, что темы напрямую зависят от континентов. В Европе самая популярная тема – историческая, где обыгрывается какое-то событие из прошлого столетия, а в Азии и Америке больше предпочитают современные – ограбление банка, побег из тюрьмы и т.д. Кроме того, в Азии больше, чем где-либо, распространены страшилки и ужасы. Однако кажущееся разнообразие на деле однообразно: квестов на другие тематики все же очень-очень мало, за исключением некоторых стран.
Если еще год назад в США, Канаде, Великобритании и России выбирать из сюжетов особенно не приходилось, то сегодня доступна, кажется, абсолютно любая тематика — научная фантастика, пираты, фэнтези, антиутопия, Средневековье, Гарри Поттер, тюрьма и бандиты, война, исторические события, стимпанк, сюжеты кинофильмов и многое другое. Есть качественные, интересные, технические квесты с оригинальным сценарием, но в то же время есть дешевые, представляющие из себя набор заданий и без технических изысков. Этой простоте есть такое же «простое» объяснение: целевой аудиторией за границей чаще всего выступают тинейджеры (13-19 лет), и более высокая цена их отпугнет. Да и сами квестоделы отмечают в интервью, что больше внимания уделяют именно загадкам, а не проработке сюжета и декорациям, которые оставляют напоследок.
Что касается актеров, то за рубежом их привлекают не более, чем в 10% всех комнат. Актер чаще всего исполняет роль зомби или просто главного антагониста, которого явно стоит опасаться. Предлагаем посмотреть видео, чтобы все ощутить вживую. По сюжету вы оказались в лаборатории, где велись разработки вакцины от вируса, превращающего людей в зомби. Один из исследователей, опробовавший на себе вакцину, превратился в зомби, но успел приковать себя цепью к батарее. Зомби не только ползает и истошно орет, но и пытается вас поймать. А его цепь при этом каждый раз становится на несколько сантиметров длиннее. Если он дотронется – вы проиграли.
Виды загадок также разнятся от континента к континенту. Если азиаты больше любят искать предметы, решать задачи на счет, то в Северной и Южной Америке с радостью решают задачи на предметное мышление, например, пазлы, а в Европе отдают предпочтение поиску предметов на картинках.
Так как за границей в квестах чаще всего принимают участие большие команды незнакомцев (6-12 человек), то самый распространенный тип загадок – параллельный. Игроки разбиваются на группы и стартуют с разных мест, решая одновременно несколько задач, а в конце приходят к метазагадке. После выигрыша или же проигрыша (что случается чаще) игроки идут на дебрифинг – «психологическую» беседу, где участники делятся своими эмоциями, узнают решения задач и даже знакомятся.
Хотите узнать больше о квестостроении разных стран мира? Оправляйтесь 18 апреля на конференцию в Амстердам, где соберутся лидеры индустрии со всего мира, в том числе и России.
Продолжение следует.
Комментарии
Вход через социальные сети