Все страны или части континентов имеют свои культурные особенности и традиции, отражающиеся в том числе и на ролевые игры (РИ). На протяжении уже более 20 лет страны северной Европы — Норвегия, Швеция, Дания и Финляндия — развивают Cкандинавское ролевое сообщество, коренным образом отличающееся от остального мира.
Nordic larps — скандинавские или нескандинавские РИ?
На самом деле, единого определения для Nordic larp не существует. В первую очередь кажется, что это только географический признак — РИ в странах Скандинавии, однако исследователи выделяют отдельный стиль ведения игр, так называемую скандинавскую школу РИ со своими особыми чертами.
Заметим, что не все ролевые игры стран Скандинавии обязательно именуются Nordic larp, в то же время много игр Nordic-style проходит в других странах, таких как Польша, США, Франция, Испания и др. Как отмечают игроки, скандинавские игры оказывают большее влияние на эмоции и душевное состояние, глубже погружают в созданный мир. Но и готовиться к ним сложнее.
Несомненно, ролевые игры в четырех странах северной Европы не одинаковы, в каждой традиция варьируется — относительно и среднего количества участников, и длительности игры, и предпочитаемых жанров, и др., в обзоре мы рассматриваем общие тенденции.
Сюрреализм и иллюзия на 360°
Иллюзия полного погружения лежит в основе ролевых игр Скандинавии. Ее самым главным признаком является стремление поместить игроков в полноценную физически и, более того, реально существующую среду. Какая это среда? Например, дополненная чем-то паранормальным. Необязательно делать дракона во весь рост, чтобы показать эффект его присутствия. Достаточно пустить огонь и показать глаза в темноте, при условии, что игрок не сможет раскусить фокус. Вторжение инопланетян может быть незаметным для большинства людей, каким оно и должно быть.
Таким образом, идеальный сеттинг для таких игр — это наш мир с вкраплениями паранормального, будь то пришельцы, монстры и т.д. Жанр — триллер, детектив; что-то, имеющее саспенс. Никаких эпических битв с разрушением Нью-Йорка. Замысел игр на 360° — наполнить игру максимально живым, естественным для реальной жизни содержанием.
Из чего следует, что Nordic larp характеризуется минимальной виртуальностью. Везде, где можно отказаться от моделирования — от него отказываются. Все предоставлено в масштабе 1:1. Никаких веревочек, обозначающих стены, минимум символьных (боевка на камне-ножнице-бумаге) и образных (полиуретановый меч обозначает железный) моделей. Принцип: все, что ты видишь — это то, что ты видишь. А если и во сне игрок видит себя персонажем, то для скандинавских ролевиков — это признак отличного погружения.
Правил нет!
В скандинавских ролевых играх механизмы правил обычно очень слабо прописаны, а то и полностью отсутствуют. Сложные боевые правила с описанием оружия, наносящего различные виды ущерба, воспринимаются неодобрительно. Считается, что все это вклинивается между игроком и его переживаниями. Чаще всего правила заменяют на метатехники вида «кто выхватил оружие последним, тот и управляет ситуацией» или театральные рекомендации в стиле «в первом акте никто не умирает».
Командная сплоченность
Игры Nordic-style ориентируются в первую очередь на кооперацию, взаимодействие, а не на формальное регулирование правилами (видимо, в противовес многочисленным играющим по всему миру РИ с целыми книгами-сборниками правил или британским сериальным играм). Здесь ролевые игры предполагают создание захватывающей и эмоционально насыщенной истории в тесном общении с командой.
Актерская игра и эмоции
Большинство скандинавских РИ представляют собой нечто большее, чем просто развлечение, — также возможность проверить свои актерские способности или же поменять ход истории в политической ролевой игре. Основная цель игр 360° — изменить мировоззрение и вытащить на поверхность человеческие эмоции.
В скандинавских странах есть четкое убеждение, что персонаж с заданными характеристиками — это другой человек. Например, РИ часто проводятся во время круизов. Как для финнов, так и для шведов круизные суда являются переходными, даже ритуальными пространствами. В культуре этих двух стран существует молчаливая общественная договоренность: то, что происходит в морском путешествии, «не считается» в обычной жизни. Почти все группы пассажиров на время морского путешествия выбирают себе новый, отдельный набор правил поведения, и не важно, считают ли пассажиры свою поездку «семейным отдыхом», «романтическим путешествием», «выпускным» — или ролевой игрой.
Кроме того, обязательно проводится целый комплекс сыгровок (workshops), помогающих вжиться в роль, и послеигрового «выхода из игры» (debriefs).
Жанры
Основные жанры в Nordic larp — средневековые сюжеты и мир фэнтези, как и везде. Однако для северных ролевиков важно их разнообразие. Фэнтези теперь не доминирующий, а всего лишь один из многих жанров РИ.
Характерная особенность скандинавских ролевых игр — минимум боевых взаимодействий. Мастера ориентируются в основном на коммуникацию между персонажами и воссоздание атмосферы сеттинга (видимо, в противовес немецким РИ).
Сюжеты некоторых игр:
BBR: Long Way Home (Швеция) — постапокалиптический мир, вдохновленный бессмертными видеоиграми и боевиками 80-х годов. Действие происходит на развалинах заброшенного промышленного предприятия.
Legends of the Stars (США) — РИ в скандинавском стиле, вдохновленная фантастической сагой «Звездные войны». Игра проходит в военно-морском музее.
Amalthea (Pensjonat Hjerterdame) (Норвегия). Королева Сердца пригласила гостей на вечеринку в честь дня благодарения. Действие происходит в небольшой гостинице в горах, навевающей ощущение викторианской эпохи. Гости знакомятся, общаются, не обходится без суеверий и оккультной практики.
The Price of Inspiration (Финляндия) — ролевая игра с психологическим сценарием «цена вдохновения» и элементами городского фэнтези. Игроки играют профессиональных художников разных слоев общества, стоящих перед трудным выбором, имеющим порой пагубные последствия. Кто сможет зажечь искру вдохновения?
Convention of Thorns (Польша) — игра о вампирах, исторических событиях 1492 года, инквизиции и католической церкви.
College of Wizardry (Польша) — РИ по мотивам Гарри Поттера. В школе чародейства и волшебства вам предстоит посещать уроки, встречать магических существ или же бороться со злыми магами. Действие происходит в замке в Польше.
«Игра на проигрыш»
«Playing to lose» является важной концепцией в Nordic larp. В РИ Скандинавии победа — необязательный исход игры, а даже если победитель подразумевается, игроки могут предпочесть проигрыш для создания более интересной развязки.
Игроки не пытаются побороться с кем-то силой, сравнить способности или стать более властными. Здесь делают упор на игру ради богатства переживаний — включая ситуации, где персонаж переносит разного рода тяжкие потери (например, социальное унижение, смерть, потерю любимого человека, утрату свободы и т.д.).
Что интересно, некоторые игроки играют на проигрыш даже на фэнтезийных играх, где активно работают условия выигрыша. Скандинавы намного сильнее ценят драматизм сюжета в противоположность геймистскому подходу «игры на выигрыш».
Телесные ощущения
Ролевые игры Nordic larp поощряют тренировку физических актерских навыков, вызывающих смех или слезы. В скандинавской культуре РИ этому уделено особое внимание, ведь такие средства моментально воссоздают в памяти ощущения, которых сложно добиться даже сложным антуражем: боль (безопасные пытки, пощечины или порезы, например, использование настоящей крови при подписании соглашения или сбитые в кровь ступни), голод (если вы играете нищего), запахи (например, запах пожара или больницы).
Потребность в телесных ощущениях, как показывает опыт мастеров, во многом зависит от уровня осознанности игрока и его желания узнать себя и выйти из привычной зоны комфорта.
В скандинавских странах существуют специально построенные для РИ деревни, которые арендуются мастерскими группами в течение игрового сезона, поскольку принцип высокого реализма окружающей среды распространяется в Скандинавии на все, попадающее в поле зрения (например, не должно быть автомобилей или дорожного покрытия в исторических или фэнтезийных сеттингах). Никаких «построек» из «нетканки» вместо реальных зданий. Часто игры проводятся в замках.
Что касается костюмов, то они также, как и декорации, тщательно продумываются. Интересная особенность, что на Западе, в частности в Германии и странах Скандинавии, существует и успешно развивается массовое производство костюмов, доспехов и антуража. Поэтому они, с одной стороны, более дешевые при заказе, но с другой менее индивидуальные.
Knutepunkt
Скандинавское ролевое сообщество обожает теоретический исследовательский подход и тщательно анализирует все игры на конвентах, тем самым опыт и эстетические наработки этих игр внедряются в другие игры.
С 1997 г. здесь проводится международный ролевой конвент «Кнутепункт» (в каждой из скандинавских стран по очереди), который, начиная с 2001 года, издает приуроченный к каждому мероприятию сборник статей. Именно в рамках этого мероприятия встал вопрос, чем именно отличаются Nordic larps и каковы их признаки по отношению к ролевыми традициям вне Скандинавии.
Резюме Quest Adviser: направление Nordic larp — это полное перевоплощение в вашего персонажа, которое осуществляется благодаря невероятно тщательной проработке деталей сюжета и «реального» антуража. Большое количество игр имеют не фэнтезийную тематику, а представляют собой сюжеты из нашей обычной жизни с внедрением паранормальных событий. Должно быть, очень необычный опыт, согласитесь!
Комментарии
Вход через социальные сети