Квестам в Москве два года! Давайте вспомним, с чего все начиналось, как развивалось, и попробуем представить, что ждет нас в недалеком будущем.
Рынок квестов в Москве начался с одной записи в одном блоге, однако блог этот был не просто чей-то, а одного из самых читаемых блогеров Артемия Лебедева. Он написал про свой визит в первые комнаты только открывшейся Клаустрофобии, таким образом обеспечив будущее не только первой сети, но и всем ее последователям.
Спустя два месяца в феврале 2014 появился второй участник рынка — ЛАБ.33. Поскольку проект создавался независимо, безо всякой оглядки на существующие эскейпы в Азии и Европе, то он получился совершенно иным по своей концепции, став первым сюжетным квестом в реальности.
К лету 2014 в Москве начался настоящий квестовый бум. В этот жаркий период возникли первые, после Клаустрофобии, сети — такие как СityQuest и TrueExit. Большинство компаний пошли по уже проверенной модели эскейп-комнат, чтобы получить быструю окупаемость и легко продавать франшизу. Однако и у ЛАБ.33 нашлись последователи, в их числе Lost Rooms и ныне переезжающий Супермаркет Зомби (Клуб Квестов).
Далее рынок квестов в реальности только наращивал обороты. Осенью 2014 новые компании открывались чуть ли не каждый день, в 2015-м стремительный рост продолжился, его результатом стали более 500 открытых в Москве квеструмов. С подачи все той же Клаустрофобии развилось направление перформансов, чаще имеющих хоррор-тематику. Перфоманс отличается от эскейпов большим помещением и наличием актеров. Московские квестоманы любят поспорить, какой квест-перформанс страшнее. Как отдельное направление выделились спортивные квесты и экшн-игры, воплотив мечту многих поучаствовать в «Форте Байяр» (как в «Эволюции») или попробовать силы в IRL шутере (как в Zombie Land).
Отдельную нишу на рынке квестов в Мск занимают так называемые кабинетные квесты. Они являются аналогом популярных за рубежом LARP (Live Action Role Play), но довольно сильно отличаются: в нашем варианте отсутствуют костюмы, зато более ярко выражена детективная составляющая. Суть в том, что вы играете за определенного персонажа, и с помощью диалогов с другими участниками вам нужно добиться достижения индивидуальных целей. Основные поставщики данного вида развлечения — компании Questoria и Questime.
Другое направление представляют авто- и пешие квесты. Первые известны уже не менее 10 лет (DozoR, Схватка), и до сих пор собирают массу поклонников драйва и адреналина. Ведь охота за «метками» может завести команду в самые неожиданные места, куда не придет в голову заявляться обычному городскому жителю. Пешие квесты появились сравнительно недавно и кардинально отличаются по механике игры. Тут все спокойно и размеренно: выбирайте маршрут, например по парку Царицыно, и в любой погожий день проходите его, ища ответы на вопросы из приложения смартфона. Получается нечто вроде детективной экскурсии.
Что же будет дальше? По мнению портала Quest Adviser, в 2016 и дальше новое развитие получат перформансы, которые станут более похожи на шоу, нежели квест. Уже в этом декабре москвичей ждет два интересных проекта: RPG в реальности «Москва 2048» от Клаустрофобии и «Сухой закон» от компании Wember, сделанный в формате Inside Show. Конечно, это уже не квесты, но от этого интерес ничуть не уменьшается. Другое возможное ответвление — внедрение в квесты шлемов виртуальной реальности. Учитывая возросший мировой интерес к Oculus Rift, вполне вероятно, что технология очень скоро разовьется до высокого уровня и будет доступна всем желающим.
И кто знает, может в следующем году нас ждет что-то совсем новое? Ведь среди создателей квестов (на сленге, квестоделов), много людей с креативными идеями, на помощь которым всегда готовы прийти талантливые инженеры и опытные маркетологи. Как говорится, поживем — увидим. Точно можно сказать лишь то, что Москва еще долго останется мировой столицей квестов!
Комментарии
Вход через социальные сети