За два с половиной года существования квестов в столице появилась не одна и не две компании, решившие не быть частью чьей-то сети. Выбор, вероятно, был продиктован разными причинами, но вот последствия оказались общими: модель с одним-двумя квестами показала свою несостоятельность. Те, кто открылись в 2014 году, успели по крайней мере окупить вложенные средства, а вот тем, кто только начал в 2016, не повезло в более крупных размерах. Уже с начала текущего года спрос на развлечения “выбраться из комнаты” резко снизился.
Ограниченный бюджет такой компании не позволяет в течение длительного периода оплачивать продвижение и рекламу. А с ухудшением ситуации вопрос и вовсе сводится к тому, чтобы набирать минимум на аренду и зарплату персоналу (если владельцы уже не начали работать в квесте сами). Есть, конечно, и успешные исключения, но общая тенденция такова.
На взгляд Quest Adviser, причин как всегда больше одной. Уже много говорилось о сезонности (хотя у каждой компании свои сезонные пики и спады), конкуренции, дороговизне, но вот наши соображения:
Несмотря на огромную волну квестомании, охватившую Москву, оказалось, что эта интеллектуальная игра интересна только узкой аудитории.
Человек не заказывает квест, потому что не понимает, что за продукт он покупает. Если вы пришли в химчистку, то явно ожидаете выведенных пятен, если в ресторан — то еду, зашли в кино — вам там наверняка покажут фильм! А что будет в квесте? Неизвестность… Никогда не проходивший эскейпы человек обычно начинает говорить что-то малопривлекательное про запертую дверь, ключи и головоломки.
Любители всего нового, которые в свое время решились выбраться из комнаты, не факт, что получили позитивный опыт. Достаточно посетить пару откровенно некачественных поставщиков, и желание продолжать с квестами улетучится навсегда, как бы вас ни убеждали попробовать еще раз.
Не все люди готовы к вызову. В кафе или барбершопе вы не можете пройти или провалить испытание.
Да, и в смежных направлениях дела идут намного лучше. Вероятно, как раз потому, что уже из названия проекта клиенту понятно, что его ждет. Посмотрите сами, какой ясный месседж: хоррор-перформанс — значит, суть в страхе и наличии актеров, лабиринт — говорит сам за себя, страйкбол/лазертаг — побегать и пострелять.
Экшн-игры и перформансы не предполагают большого количества интеллектуальных испытаний, поэтому по автомату получают более широкую целевую аудиторию. Еще одно их несомненное достоинство — возможность играть большой компанией. Хочешь, приходи всем классом, празднуй день рождения со всеми друзьями сразу, устраивай корпоративные состязание с целью тимбилдинга. Вместе веселее.
Говоря про эмоции, они в экшене или в страшном перформансе проще и сильнее по сравнению с эскейп-играми. Как ни крути, ужас и оцепенение от встречи с маньяком всегда будут интенсивнее, чем радость и удовлетворение от решенной задачки.
А как раз эмоции и впечатления и являются тем, за что мы платим деньги в индустрии развлечений. Если зрители в театре зевают и копаются в мобильном, а не завороженно наблюдают за сценой, значит, с постановкой что-то не так.
Раз мы заговорили про эмоции, затронем еще одну интересную тенденцию. И это — все растущая контактность между актерами и игроками хоррора. Если на заре направления пара скримеров уже "делала игру", то сегодня перформанс не будет считаться хардкорным, если к участникам не применяют прямого насилия. Люди, видимо, желают испытывать не только страх, но и самую настоящую боль, например, от применения к ним электрошокера.
Каким воздействиям подвергать игроков и что позволять актерам — личное ответственное решение каждого организатора. Относиться к физическому контакту в перформансах можно по-разному. Для кого-то это нарушение морально-этических принципов, для кого-то — норма вещей. Эволюция жанра в условиях конкуренции естественна: каждый стремится найти приемы и средства выразительности, чтобы его квест был особенным и получил популярность среди аудитории.
Будем надеяться, что творческие поиски не приведут к судебным искам, серьезным травмам игроков и актеров и, самое худшее, уголовной ответственности.
С чем можно сравнить индустрию квестов? На ум приходят антикафе, кальянные и вейп-лаунджи — последние, наверное, представляют самый актуальный тренд. Первые компании, которые стоят у истоков нового рынка, по понятным причинам занимаются активным самопиаром. На услугу рождается повышенный спрос. Видя взлет спроса, на рынок приходят другие компании. Они открываются в таком большом количестве, что в результате мы получаем обратную ситуацию — предложение превышает спрос. Далее рынку ничего не остается, кроме как привести самого себя к равновесию.
Следовательно, через какое-то время в Москве будет существовать именно столько квестов, сколько нужно целевой аудитории москвичей.
Нет, это не означает, что индустрия умрет, перестанут появляться новые компании со своими новаторскими подходами и следующие годы пройдут в кромешном унынии. Наоборот! На рынок будут приходить только те, кто действительно сможет предложить что-то необычное и интересное, а не восемьсот первую копию уже существующей идеи, да еще и в ухудшенном исполнении.
Quest Adviser, в свою очередь, обещает информировать вас обо всем самом актуальном и важном в мире игр в реальности!
Комментарии
Вход через социальные сети